11В Санкт-Петербурге состоялась масштабная студенческая акция против разрушительных процессов в образовании и науке, которые происходят в нашей стране последнюю четверть века. С немалой долей оптимизма можно отметить, что в мероприятии приняли участие сотни молодых активных людей, представители прогрессивного студенчества, независимых профсоюзов, учителя, преподаватели и просто неравнодушные граждане. Но сам повод для митинга, конечно, более чем печален: к сожалению, сегодня мы, обучающиеся высших и средних учебных заведений, вынуждены бороться за сохранение жалких остатков некогда лучшей в мире системы образования и передовой науки. То, что произошло с ними за последние 25 лет можно охарактеризовать лишь словами деградация, разруха и обречённость. Это видно и невооружённым взглядом, это подтверждают и упрямые факты официальной статистики. 

Так, за постсоветский период в России закрыто более 28 тысяч школ, а согласно глобальному рейтингу образования по данным ЮНЕСКО наша страна скатилась с 3 позиции в далеко не самом благополучном 1991 году до 37 сегодня. Почти полностью уничтожено профтехобразование. На мировом конкурсе рабочих профессий в 2013 году среди 53 стран Россия не получила ни одного балла. До крайней степени обнищания доведены студенты - сегодня они вынуждены работать и подучиваться, а не учиться и подрабатывать. И это совсем не вызывает удивления, ведь размер студенческих стипендий в настоящее время составляет всего 20% от прожиточного минимума и за последние 25 лет это соотношение в ВУЗах сократились в 4 раза, в техникумах - в 8 раз, в ПТУ - в 12 раз. . Наука погрязла в бюрократизме: по международным данным, российские педагоги – мировые рекордсмены по затратам труда на составление бумаг и отчётов. При этом к началу этого года число занятых научными исследованиями и разработками составляло 732 тысячи человек, что в 6 раз меньше, чем в советские годы. 

11Такое положение дел вполне объяснимо проводимой нынешней властью политикой. Сегодня у нас тратится на образование только 3,9 процента ВВП, хотя для его нормального развития необходимо минимум 7. К слову, Россия занимает предпоследнее место среди развитых стран по этому показателю. Однако нынешнюю власть такое положение дел, видимо, очень устраивает и она не особо нуждается в грамотных и думающих людях. По Федеральной целевой программе с издевательским названием "Развитие образования на 2016-2020" предполагается ликвидировать 40% вузов и 80% филиалов. Одной из жертв данной программы стал хорошо известный нам Издательско-полиграфический техникум в Санкт-Петербурге, а её последствия предстоит ощутить на себе ещё не одному поколению Россиян. 

Выступивший на митинге председатель Санкт-Петербургского отделения НСП "Дискурс" Егор Михайлов отметил, что сама по себе система образования в Российской Федерации окончательно перестала быть социально важной отраслью и стала услугой, которая предоставляется населению. Сегодня она порождает роботов и рабов вместо высококвалифицированных и думающих специалистов. Он подчеркнул, что дальнейшая судьба России, сохранение её независимости и выход из затянувшегося кризиса возможны лишь при принципиально ином подходе к образовательной сфере на государственном уровне. 

11К сожалению, очевидным данный факт является далеко не для всех, и госдумовское большинство с завидным упорством блокирует закон об образовании, который был разработан видными учёными, докторами и кандидатами наук, членами РАН, нобелевским лауреатом Ж.И. Алфёровым. "Образование для всех" предполагает увеличение финансирования образовательной сферы до 7% от ВВП, её дебюрократизацию, запрет на ликвидацию или реорганизацию государственного образовательного учреждения без согласия представительного органа власти, поэтапное выведение ЕГЭ, добровольность участия ВУЗов в боллонском процессе, выборность ректоров университетов, размер стипендий на уровне не ниже 80% от прожиточного минимума. Большинство присутствовавших на митинге выдвигали схожие требования и выражали им полную поддержку. 

Активисты "Дискурса" в ходе мероприятия распространили десятки буклетов и выдвинули насущные и злободневные лозунги: "Стипендии, чтобы жить, а не выживать!", "Нет бюрократизации образования!", "Требуем принятия закона "Об образовании для всех", "Нет сокращению бюджетных мест в ВУЗах", "Слияние учебных заведений - путь к деградации образования". Наши ребята с яркими плакатами многократно попадали в объективы различных телеканалов и печатных изданий, а в концовке мероприятия студенты нескольких ВУЗов с интересом расспрашивали о "Дискурсе", рассказывали о проблемах в своих учебных заведениях и обязательно просили сообщить о ближайших собраниях и профсоюзных акциях. Вот уж, действительно, студенческая солидарность в действии. 

Будем надеяться, что такими многочисленными и дружными акциями мы заставим, наконец, власть повернуться к нам лицом и понять: возрождение и развитие России - это вопрос возрождения и развития образования.